Приветствую!
Часто стали возникать вопросы, какое оптимальное напряжение для драйвера, какая оптимальная сила тока, как понять, подходит ли драйвер для шагового двигателя, блок питания для драйвера и т.д.
Вкратце расскажу пока что про силу тока и напряжение шагового двигателя.
"Паспортное"/"номинальное" напряжение питания обмоток шагового двигателя обычно 1-5 вольт (для постоянного напряжения, драйвер же выдаёт ШИМ, об этом чуть ниже), потому что главное - сила тока, которой и управляет драйвер.
Но повышенное напряжение нужно, грубо говоря, что бы быстрее нужный ток туда "вкачать".
От тока зависит крутящий момент, от напряжения максимальная скорость (в том числе разгона и торможения!)
Если производитель шагового двигателя указал напряжение для обмотки, то напряжение для драйвера максимум может быть Umax = U*25, при маленьком напряжении движки нормально крутить не будут, просто греться.
У движков есть индуктивность - очень важный параметр.
По нему можно узнать какое максимальное напряжение способен переварить двигатель, формула проста: U = 32 *sqrt(L), L - индуктивность (из даташита движка).
Но с ростом напряжение растёт и сила тока...
Так что по принципу чем больше, тем лучше. 24 вольта будет вполне ок для Nema 17, ну а силу тока можно ограничивать на нормальных драйверах - это их задача.
По опыту скажу, что напряжение обычно U=8*I, I- сила тока, указанная производителем для шд, но это формула по личной статистике.
Если известна индуктивность обмотки, то U = 1000 * √L. L- индуктивность. √ - квадратный корень.
Как подобрать драйвер для шагового двигателя?
При выборе драйвера, убедитесь, что он по параметрам подходит по силе тока и напряжению под ваш двигатель (как указано выше).
Так же желательно наличие защиты в драйвере от обратной ЭДС. В дорогих драйверах она уже скорее всего есть, но можно так же докупить "дэмпфер" для этих целей.
Что такое обратная ЭДС?
Когда двигатель останавливается он превращается в генератор, лишнее напряжение выбрасывая обратно на драйвер, а если у драйвера нет защиты, то драйвер выбрасывает его на блок питания, поэтому блок питания может сгореть (обычно у блоков питания есть своя защита, но на дешёвых обычно нет). Если к одному блоку питания подключено ещё и несколько драйверов, то они так же могут сгореть, т.к. их входное напряжение будет превышено.
Что делать, если о двигателе ничего не известно?
Если о силе тока и напряжении ничего не известно, то её можно найти по закону ома (U=I*R, I=U/R), измерив сопротивление одной обмотки. Ну а напряжение можно взять из первого абзаца про среднестатистическое (ну пусть будет 3 вольта). Но вот с индуктивностью сложнее - Вам потребуется мультиметр, где есть такая возможность.
Что будет, если переборщить с силой тока, выставленной на драйвере?
Обычно у драйверов есть микропереключатели, которыми можно ограничить силу тока, подаваемую на двигатель.
Если переборщить с силой тока, двигатель начнёт сильно греться, упадёт крутящий момент раза так в два. Так что смысла давать больше тока, чем указано в даташите на шаговый двигатель вообще нет.
Выбор блока питания для драйвера:
Когда выяснили, какая сила тока и напряжение нужно двигателю, то блок питания выбирается с запасом по силе тока на 30% - если говорим про импульсный блок. Какое напряжение пришло на драйвер, то он и выдаёт на двигатель (только с разными промежутками, ШИМ это называется). Тут меня могли бы поправить, что драйвер может теоретически умножить напряжение, если не будет хватать , но по факту можно это не учитывать - так как неизвестно есть это в драйвере или нет (скорее всего только в очень промышленных и дорогостоящих).
Почему нужен запас по силе тока? Потому что шаговый двигатель потребляет не равномерно, и при пиках (при микрошаге будут задействованы две обмотки) у импульсного блока питания может не хватить ёмкости заряда конденсаторов и он уйдёт в защиту, либо будет работать на пределе.
Если планируется несколько шаговых двигателей (соответственно и драйверов), то силу тока необходимо умножить на количество драйверов и взять с запасом (да, да, можно меня поправить - не факт, что они все одновременно будут работать на пределе, да и ток выдаётся "импульсами" (ШИМ) так что по идее запас не обязателен, но так как я не в силах рассчитать конкретную цифру, лучше с запасом. Кто может объективно (с доказательствами, не обязательно все- можно вкратце) сформулировать почему, может быть, будет достаточно меньшего значения - очень прошу написать). НО убедитесь, что для всех двигателей и драйверов (если различаются) напряжение является допустимым.
Навсякий случай скажу, что напряжение умножать на количество двигателей не нужно - только ток.
Как проконтролировать, что подбор был правильный?
Через несколько минут работы проверьте температуру двигателя, если не больше 70 (рука может терпеть), то всё ок, если больше, то снижайте силу тока. Так же может потребоваться снизить и напряжение, но для этого придётся менять блок питания.
Со временем будет дополняться.... Кому что нужно срочно - пишите запросы тут, постараюсь расписать.