Ну, квест, впринципе, пройден =)
Первопричиной являлся перекос портала.
Либо изначально был поставлен криво, т.к. такой люфт в каретках сам по себе не появляется, либо оператор умолчал, что был удар обо что-то тяжёлое.
Учитывая, что портал длиной 1.2 метра с лишним, сделанный из тонкостенной профильной трубы без рёбер жёсткости (не точно, но скорее всего так и есть) его просто пыталось перекрутить винтом, что негативно сказывалось и на каретках, но не только в этом дело.
По всей видимости, после перекоса была просто сделана переюстировка втихаря, без проверки геометрии. Ремни при этом испытывали сильные перегрузки, учитывая длину Y в 1.6 метра. Ну и в один прекрасный момент просто лопнул корд. Геометрия в углу возвращалась предположительно из-за того, что место разрыва переходило за натяжной зубчатый шкив ну и ремни ближе к началу были менее растянуты, возможно и муфты внесли свою лепту.
Как только место разрыва оказывалось до натяжного шкива ремень растягивался и портал пытался принять свою изначальную форму и помогал ему в этом сильный люфт в каретках. После замены ремней всё встало почти в норму, за исключением что ремни пришлось сильно перетягивать.
В итоге было предложено заменить направляющих + каретки, муфты с упругой вставкой (не родные) на пластинчатые ну и замена портала.
Ну и да бы избежать повторения предложена установка второго концевика в параллель.
Вообще после отгона каретки и снятия с паузы, что бы она вернулась на прежнее место, поставить тут же снова на паузу, и подождав буквально пару секунд можно было бы понять.
Всё ждал, что кто-нить предложит попробовать этот вариант и там сразу понятно бы стало.
Всем спасибо =)